"Как хорошо уметь читать!"

Сейчас всё больше старших дошкольников ещё до поступления в первый класс умеют читать. Но некоторые родители замечают, что их ребёнок, который поначалу с большим желанием пытался читать, вдруг начинает упорно отказываться от этого занятия или выполняет с большой неохотой. А некоторым будущим школьникам навык чтения никак не даётся. Как помочь ребёнку легко научиться читать и затем не отбить у него охоту?
Прежде всего, взрослые должны учитывать готовность маленького ученика к овладению навыком чтения. Готовность можно определить по следующим признакам:
1. Ребёнок активно интересуется буквами, старается их запомнить, ему интересно искать и находить знакомые буквы в текстах книг, во всевозможных надписях на улице;
2. Ребёнок начинает внимательно вслушиваться в звучащие слова. Выделять отдельные звуки в них, соотносить их с буквами;
3. Ребёнок пытается самостоятельно писать.
Но даже если ребёнок и готов к чтению, то ему всё равно требуется помощь взрослого.
Подготовка к чтению начинается с развития фонематического слуха, с умения слышать и выделять гласные и согласные звуки в слове. Именно к пяти годам созревают зоны мозга. Отвечающие за фонетическое восприятие речи. А чтение – это сложный процесс, когда мы сначала анализируем слово, а затем, опираясь на графическое изображение звуков, которые мы слышим, собираем его вновь. Поэтому, когда мы начинаем учить ребёнка читать слоги, минуя этап фонетического разбора, наш маленький ученик никак не может сообразить, как сливаются согласный и гласный звуки. Это происходит потому, что без специальной подготовки он воспринимает слог как единое целое и не может разложить его на составляющие. Даже с детьми, легко обучающимися чтению, крайне важно проводить работу над звуковой стороной речи. Иначе у детей в дальнейшем возникнут трудности при письме. Дошкольный возраст – самый оптимальный возраст для знакомства и понимания звукового анализа слова. И если правильно пройти с детьми этот подготовительный этап, то можно выиграть сразу же несколько «призов»:
• У детей лучше разовьётся фонематический слух, т.е. умение слышать в потоке нашей речи звуки;
• На этой основе дошкольник плавно перейдёт к чтению;
• В будущем имеется большая вероятность грамотного письма;
• Ребёнок будет больше проявлять интерес к русскому языку, а через него к чтению настоящей литературы.
Первые игры со звуками хорошо проводить в семье, когда ребёнку уже 3,5 – 4 года. 
Вот несколько игр на выделение в словах гласных звуков. Их дети начинают выделять довольно рано. Наиболее легкие в определении звуки А, У, О, И. Написание их дети тоже, как правило, запоминают рано. А затем можно приступать и к согласным.

Игра № 1

«Кто ведущий?»
Рассмотрите текст в любой книге с достаточно крупным шрифтом. Обратите внимание на то, что слова похожи на построившиеся в колонны спортсменов или на вагончики поезда, где первая буква как бы является ведущей. В каждом слове свой ведущий. Предложите ребёнку отгадать эти буквы в словах, которые вы будете называть. Звуки надо обязательно интонировать: выделять голосом и протягивать. Вырежьте квадратики с буквами А, У, О, И и предложите ребёнку подставлять ведущий звук в окошечки. Гласный должен слышаться ясно или стоять под ударением. Избегайте слов типа огурец, овечка, где в безударной позиции слышится звук А.

Игра №2

«Звук Ш»
Прочитайте ребёнку короткое стихотворение, где часто слышится этот звук. При чтении его интонационно выделяем:
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, шуршишь!
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Задайте ребёнку вопрос: «Какой звук ты чаще всего слышишь в стишке? – А теперь скажи, как шипит змея - ш-ш-ш – А как шумят листья, когда их колышет ветер?» Затем можно показать картинки, изображающие предметы со звуком «Ш». После этого предложите ребёнку принести игрушки, в названии которых слышится этот звук.
В течение нескольких дней подряд вы подбираете и читаете детям с нужным интонационным выделением потешки, песенки, стишки, загадки, поговорки и т.п.

Игра №3

«Придумай слова со звуком»
Дети должны придумывать по правилам: слова с твёрдым согласным звуком, к примеру «Р» (рыбка, рак, топор…), а затем слова с мягким согласным звуком (якорь, репка, море…).

Не забудьте и о том, что в правилах есть исключения: звуки «Ж, Ш» всегда твердые, а звук «Ч» - всегда мягкий.
Важно разнообразить игры.
В итоге, только играя, используя разнообразный речевой, азбучный материал, чередуя упражнения со звуками и буквами, можно добиться идеального варианта в семье – чтения без принуждения.

 

 

http://sovety.useron.ru/wp-content/uploads/images/sovety-logopeda-roditelyam-doshkolnikov.jpg

Дети, имеющие проблемы с речью, часто становятся замкнутыми, раздражительными, неуверенными в себе, тормозится их общее развитие, возникают проблемы в обучении, нарушения психики. Очень важно вовремя заметить нарушения речи. Если не начать исправлять их в первые три года жизни ребёнка, с течением времени добиться успеха будет гораздо сложнее.

Основными нарушениями речи дошкольников является дислалия - нарушение звукопроизношения - замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание.

Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 2,5–3 лет, необходимо обратиться к логопеду, который разработает программу занятий с учётом индивидуальных особенностей ребенка. Со многими проблемами невозможно справиться без помощи специалиста, владеющего определёнными методиками, но работа по коррекции произносительных навыков должна продолжаться и дома.

Логопеды советуют

  • развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережёвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
  • разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать "детский язык".
  • каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
  • чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
  • говорить чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  • выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель - заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
  • не перегружать ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
  • использовать упражнения для развития мелкой моторики.
  • при заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребёнка на положительный результат, чаще хвалить его.

 

http://azn.semaclub.ru/upload/1277323181_4-copy.jpgНормы речевого развития дошкольников

Ребенок к трем годам :

  • выполняет словесное поручение взрослого  («Принеси красный кубик; желтый мячик; маленького зайчика»;
  • знает названия транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль), растений (дерево, трава, цветы),  фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детенышей;
  • употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т.д)
  • прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;
  • наречия  (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т.д.);
  • умеет связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картине (2-4 предложения);
  • умеет отвечать на вопросы взрослого.

Ребенок к четырем годам :

  • правильно произносит все звуки родного языка.
  • использует в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.
  • составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.
  • понимает содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано.
  • правильно называет существительные в единственном и множественном числе.
  • правильно употребляет предлоги: под, на, перед, в, над и т.д.
  • пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.

Ребенок к пяти годам :

  • правильно произносит все звуки, говорит не торопясь, выразительно.
  • употребляет в речи простые и сложные предложения.
  • пользуется прямой и косвенной речью.
  • поддерживает непринужденную беседу.
  • составляет небольшой рассказ о предмете картине, по теме.

Ребенок к шести годам :

  • может произносить все звуки
  • владеет грамматическим строем языка (употребляет различные грамматические формы: новые части речи, сложные синтаксические конструкции),-  составляет рассказы описания, по  картине, из личного опыта и т.д.

Норма усвоения звуков (по годам):

 

Возраст ребенка

1-2 года

2-3 года

3-4 лет

4-5 лет

5-5,5 лет

 

Звуки

АОЭ

ПМБ

ИЫУ

ФВ

ТДН

КГХЙ

 

С З Ц

 

 

Ш Ж

Ч Щ

 

Л

Р

 

Читаем детям

СТИХОТВОРЕНИЕ ПРО ДЕВОЧКУ, КОТОРАЯ ПЛОХО КУШАЛА.

Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
-Съешь яичко, Юлечка!
-Не хочу, мамулечка!
-Съешь с колбаской бутерброд! — Прикрывает Юля рот,
-Супик?
-Нет…
Котлетку?
-Нет...-
Стынет Юлечкин обед.
-Что с тобою, Юлечка?
-Ничего, мамулечка!
-Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти еще кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
-Не могу, бабулечка! –
Мама с бабушкой в слезах –
Тает Юля на глазах!

Появился детский врач –
Глеб Сергеевич Пугач,
Смотрит строго и сердито:
— Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна!
А тебе скажу, девица:
Все едят –
И зверь и птица,
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жуёт овёс.
Кость грызет дворовый Пёс.
Воробьи зерно клюют,
Там, где только достают,
Утром завтракает Слон –
Обожает фрукты он.
Бурый Мишка лижет мед.
В норке ужинает Крот.
Обезьянка ест банан.
Ищет желуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Сыр и сало
Любит Мышь…

Попрощался с Юлей врач –
Глеб Сергеевич Пугач.
И сказала громко Юля:
— Накорми меня, мамуля!

Сергей Михалков
 
Аудио-сказки Сергей Михалков. А что у Вас?   2:51
 
Малышкина книжкаКотята – (Считалочка) – (Сергей Михалков)   1:10
 
Михалков СергейМы едем, едем, едем в далёкие края ))))   1:40
 
Аудиостихи для детейПро девочку, которая плохо кушала (Сергей Михалков)   2:38
 
Сергей МихалковПрививка   2:02
 
Сергей МихалковМой щенок  2:27
 
Сергей МихалковУпрямый лягушонок  2:38

 
Сергей МихалковДядя Степа   21:52

Особенности развития речи у мальчиков и девочек. (Некоторые рекомендации родителям и педагогам) 

http://www.deti-club.ru/wp-content/uploads/2008/11/wwwdet-sadcom_foto_305.jpg

Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола.

Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты.

У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек:

  • девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
  • мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
  • мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить;
  • к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.

На что же должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек?

На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители?

Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?

Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек?
На поставленные вопросы и попытается частично ответить данная статья.

Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.

 
Мальчики
Девочки
Острота слуха до 8 лет
Выше
Ниже
Чувствительность к шуму
Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами
Более чувствительны
Кожная чувствительность
Ниже
Выше
Созревание левого полушария  (логическое, речевое мышление)

Медленное.

С возрастом начинает лидировать
Быстрое
Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация).

Быстрое.

Имеется уже в 6 лет

Медленное.

Трудности даже в 13 лет
Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга
Медленное
Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария)
Речевое мышление
Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно
Лучше развита речь, но мышление более однотипно

Поисковая деятельность.

Мы уже говорили о том, что у детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества

Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи
Лучше выполняют типовые задачи
Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания)
Лучше
Хуже
Период врабатываемости
Медленно набирают нужный уровень работоспособности
Быстро набирают работоспособность
Развитие памяти
Длится достаточно долго

Завершается рано.

Больше опираются на механическое запоминание
Утомление
Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции)
Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие)
 
Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей
Низкое
Высокое
Скорость чтения
Ниже
Выше
Правописание
Хуже
Лучше

Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении

Смотрят не на учителя, больше нацелены на информацию
Смотрят в лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение
Добрые слова (которые нравятся самим детям)

Водитель, десантник, банкир, «Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов

Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше
Рисунки  детей
Танки, самолёты, человек – паук
Дом, цветы, животные,  человек!
Нарушения речи

Бывают чаще и тяжелее.

Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях
Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии
Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию
Адаптируются хуже, стараются не подчиниться
Адаптируются лучше

 

Этот, далеко неполный перечень различий мальчиков и девочек, убедительно свидетельствует о том, что взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка.

 

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников.
 
        Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у крохи устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
        У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте. Папам и мамам следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее чем к пяти годам. Если же этого не происходит, то стоит показать сына или дочь логопеду.
        Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (т.е. "опознать") каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении на слух пары звуков "б-п" он не будет знать, какая первая буква - Б или П должна быть написана в слове "булка" или в слове "потолок". Для проверки слуховой дифференциации звуков подберите картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова "мишка" и "миска" (относящиеся к названиям картинок и воспринимаемые ребенком на слух) он может различить только при условии четкой дифференциации звуков "с-ш", поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковые. Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия: 
• картинки называет взрослый, а малыш лишь на них показывает.
• Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже. Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается. 
• Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Это лишает ребенка возможности ориентироваться на какой-то определенный порядок в показе картинок. 
• Не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдательные дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания. 
• Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги, ладонью), так как некоторые звуки, не различаемые ребенком на слух, могут быть узнаны им по положению губ. 
        Для правильной оценки результатов внимательно наблюдайте за поведением малыша во время показа картинок. Если все в порядке, ребенок будет показывать картинки спокойно и уверенно. При неразличении же или неустойчивом различении звуков кроха будет колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад.
        Имейте в виду, что при нормальном речевом развитии различение всех звуков, а следовательно, и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок доступен детям начиная с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что именно неразличение ребенком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замены в устной речи, а в дальнейшем - и в письме.
        Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно всеми возможными способами показать малышу разницу в звучании тех звуков, которые кажутся одинаковыми.
        Например, звуки "з-ж". Объясните ребенку, что звук "ж" похож на жужжание жука (ж-ж-ж-ж), а звук "з" - на писк комара (з-з-з-з), и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звучания. Дополнительно объясните, что комариный писк очень высокий и тонкий, а жужжание жука более низкое, густое и чуть приглушенное. Обратите внимание ребенка и на различное положение губ при этих звуках (при "з" - улыбка, при "ж" - "рупор"). Повторите произношение звуков несколько раз, пусть малыш научится различать их на слух. Для этого в разной последовательности воспроизводите то одно, то другое звучание и каждый раз спрашивайте, чье оно. Сначала ребенок при различении звуков может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие артикуляции, а затем ему придется перейти к чисто слуховой дифференциации звуков - для этого закройте от ребенка свой рот листочком бумаги. После того как малыш будет различать неречевое звучание, свяжите писк комара со звуком "з", а жужжание жука со звуком "ж", сразу познакомив ребенка и с соответствующими буквами.
        Любая отрабатываемая пара звуков попеременно произносится до тех пор, пока ребенок не научится улавливать различение в их звучании. Иногда такие упражнения приходится проводить в течение нескольких дней.
        После достижения необходимого результата (устойчивого различения на слух нужной пары звуков в их изолированном звучании) оба звука сразу связываются с соответствующими буквами. Теперь при произнесении взрослым любого из звуков ребенок показывает нужную букву (обе буквы лежат перед ним). Далее нужно потренироваться с ребенком в различении этих же самых звуков в словах, фразах. Вот некоторые игры, которые вам помогут.
        Эхо. Играть можно и вдвоем и большой группой. Назначается водящий - "эхо", которое должно повторять то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем перейдите к трудным и длинным. Можно использовать в игре и иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение. Попробуйте предлагать для повторения стихотворные и прозаические фразы. Если "эхо" ответило правильно пять раз, назначайте по кругу водящим следующего участника игры.
        Все конечно же помнят игру своего детства "испорченный телефон". Эта игра как нельзя лучше подходит для развития фонематического слуха у ребенка.
        Путаница. Обратите внимание малыша на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли попросите его прочесть (или прочтите ему сами, если он еще не умеет читать) эти шуточные предложения: "Русская красавица своей козою славится"; "Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку"; "Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку". Ребята очень любят всякие небылицы и с радостью могут сами придумать такие же шутки. Попробуйте придумать слова, изменяя только одну букву, например "точка-кочка-бочка-дочка".
        Можно предложить и такие игры-упражнения: хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен, например, звук "ж". При этом сначала в предлагаемых ребенку словах не должно быть других шипящих или свистящих звуков, а сам звук "ж" надо произносить несколько подчеркнуто.
        Упражнение-тест. Пиши "кружочками" для оценки фонематического слуха. Попросите ребенка записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово "суп" надо изобразить тремя кружочками. После того как вы убедились, что ребенку понятно задание, диктуете слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.
        Другой вариант этого задания: вы предлагаете ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы слов, обозначающих животных, в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове). Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. В идеале ребенок шести-семи лет выполняет все задания правильно (допускается одна ошибка).
        Все приведенные здесь и подобные им упражнения нужно продолжать до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями. Только при этом условии можно быть уверенным в том, что малыш научился различать звуки на слух, а значит, и обучение грамоте не составит ему особого труда.
        Успехов вам!
 
Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка.
 
Общие методические рекомендации (советы логопеда):
— систематически и аккуратно выполняйте с ребенком домашнее задание;
— занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;
— не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;
— не давайте на одном занятии более 2—3 упражнений;
- соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;
— не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;
-вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;
— постепенно усложняйте требования к речи ребенка;
— учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;
— совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;
- согласовывайте с учителем-логопедом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи;